2012/01/30

კავკასიური პოლიტიკური ემიგრაციის ისტორიისთვის-2:

1943 წლის დასაწყისში დაიწყო ჩრდილოეთ კავკასიის განთავისუფლება ჰიტლერელი ოკუპანტებისგან და მათი თანამზრახველებისგან. ყოფილი გერმანელების ყოფილი თანამზრახველები,მათი ოჯახის წევრებუ და გერმანელების მიერ მოტყუებულები და დაშინებული ადამიანები, მათ შორის 1500 კაცი ყაბარდო-ბალყარეთიდან გერმანული სარდლობის ბრძანებით რკინგზის ეშელონით წაიყვანეს სადგურიდან ნევინომისსკაია სადგურ მელიტოპოლამდე//უკრაინა//. მათ შეუერთდნენ სხვა ჩრდილოკავკასიელი "ლტოლვილები",რომლებიც შეგროვდნენ:ბალყარლებიადგილში ბოლშაია მაიაჩკა, ყარაჩაელები და ოსები-მელიტპოლში,ყაბარდოელები კახოვკაში და ჩერქეზები კახოვკაში და სოფელში ალეშკა.

ჩრდილო კავკასიის კომიტეტის //სკკ// წევრები "ჩრდილოკავკასიელ ლტოლვილთა" ყოფნის ადგილებში ასრულებდნენ გერმანული სადაზვერვო დორგანოების დავალებებს . ამ მიზნით სტავროპოლში მოგზაურობდნენ თეთრი ემიგრანტი ოტპანოვი,დაიდაში//ტუკაევი..,კელეჩ სულტან-გირეი,დადაშქილიანი,ნაკმანოვი პ.,კუნიჟევი და სკკ-ს მოღვაწეები. ოტპანოვი,შახანოვი და ბესოლთი მელიტპოლში; ალბოგაჩი კონსტანცაში//რუმინეთი//,სკკ-ს სხვა წევრები წავიდნენ დასავლეთი ბელორუსიის სლონიმის და ბარანოვიჩის რაიონებში,ჩრდილოეთ იტალიის უდინოს რაიონში

В начале 1943 г. началось освобождение Северного Кавказа от гитлеровских оккупантов и их пособников. Бывшие немецкие пособники, члены их семей, а также обманутые и запуганные немцами люди, в том числе около 1500 человек из Кабардино-Балкарии, по распоряжению немецкого командования были отправлены со станции Невинномысская железнодорожным эшелоном до станции Мелитополь (Украина). К ним присоединились и другие северокавказские «беженцы», которые сосредоточились: балкарцы – в местечке Большая Маячка, карачаевцы и осетины – в Мелитополе, кабардинцы – в Каховке, черкесы – Каховке и селении Алешка.

Члены СКК выполняли задания немецких разведорганов в местах расположения «северокавказских беженцев». Осуществлялись поездки с этой целью белоэмигрантов Отпанова, Дайдаша (Тукаев), Келеч Султан-Гирея, Дадашкиляни, Шакманова П., Куныжева и других деятелей СКК в Ставрополь; Отпанова, Шаханова и Бессолти в Мелитополь; Албогачи в г. Констанцу, Румыния; других членов СКК в Западную Белоруссию (районы Слоним и Барановичи) и Северную Италию (район Удино).

После войны, практически в полном составе, с пополнением за счет бывших коллаборационистов, этот комитет продолжал функционировать на территории Западной Германии.

К середине 1955 г. активно действовавшие ранее организации горской эмиграции СКК, КНК, СКНК, СКАНО фактически прекратили свое существование, а функционировавшие на территории Турции «Общество культуры и взаимопомощи турок Северного Кавказа» и «Кавказское культурное общество» находились на грани развала.

В начале 50-х годов ХХ века в Западной Германии проживало более 400 эмигрантов с Северного Кавказа, некоторые из них входили в организации СКНК и СКАНО. Эмигрантские организации СКНЦ (в Турции), СКНК и СКАНО (в ФРГ) с участием перемещенных советских граждан, в том числе выходцев из Кабардино-Балкарии, продолжали некоторую активность.

Во второй половине 50-х годов ХХ века за рубежом существовали ряд горских эмигрантских организаций, в том числе:

СКС
«Северо-Кавказский Союз» создан сразу после войны в 1945 г. в гор. Миттенвальде (в американской зоне оккупации Германии).

В СКС вошли выходцы из Кабарды: Безиров Т., руководитель кабардинского звена; Сижажев Б., член «Власовского комитета» КОНР от Северного Кавказа; Дудуев С.; Тамбиев К., Эфендиев-Кумыков А.; Самгуров П.; Гедмышхов Ц.; Лиев Н.; Шебзухов Х.

«Мусульманский комитет»

В период Второй мировой войны был создан «Мусульманский комитет», «генеральным секретарем» которого считал себя Авторханов А. Последний к моменту капитуляции Германии находился в Австрии: Зальцбурге и Швабахе.

«Мусульманский комитет» — 2
В середине ноября 1947 г., вернувшийся из поездки по арабским странам бывший вице-президент «Мусульманского комитета» в Западной Германии профессор Идриси Алим-Джон, настроенный враждебно к президенту «Мусульманского комитета» Намитокову Айтеку, приступил к созданию нового «Мусульманского комитета», куда Идриси попытался вовлечь:

от крымских татар Билял Минакай, Халил Ариф, Кадыр Гудало;

от «туркестанцев» Умаров Ахмеджан, Канатбай Карис;

от азербайджанцев Хан Кшизаде, Исмаил Караимаилы, Карим Хусейн-Заде;

от северокавказцев Авторханов Абдурахман, Юнус Самис, Ибрагим Каранмат, Мустафа;

от югославских мусульман Хамди, Юсуф и араба из Мюнхена Садум эль-Шиблию.

В президиум, который должен был располагаться в гор. Миттенвальде, должны были войти: Идриси Алим-Джон, Абдулмаджит, Усман, Авторханов, Канатбай, Садум, Умаров Ахмеджан.

СКК
В 1941 г. Управление имперской безопасности РСХА и имперское министерство по делам оккупированных восточных областей (восточное министерство), которыми руководили соответственно Гиммлер и Розенберг, договорились об организации «национальных комитетов» с использованием эмиграции периода Гражданской войны. По указанию этих ведомств, буржуазный националист Мусса Ясул пригласил из Праги Кантемирова, из Парижа и Швейцарии других известных эмигрантов: Магомаева, Султан Келеч-Гирея и др.

В начале 1942 г. ими в Берлине был создан СКК во главе с Магомаевым и Кантемировым. СКК располагался в Берлине по улице Канта, позднее – на ул. Лудендорф.

СКК получил в 1942 г. новое пополнение в лице старых эмигрантов, а с 1943 г. в СКК стали привлекаться новые члены – из числа изменников Родины, перебежчиков и коллаборационистов. СКК состоял из военного, пропаганды и печати, кадров, помощи «беженцам», женского, финансово-хозяйственного отделов.

Непосредственное руководство СКК, а также «национальными комитетами» осуществлял представитель Розенберга – Цайтлер, без визы которого ни один документ не имел силы.

В период Второй мировой войны Берлинский СКК, который возглавлял Магомаев (Магома) А.-Н., а в руководство входили Кантемиров А., Тамбиев К., Дышеков М., Муратханов Н., Тукаев Д., Албогачиев и др., по заданию немецкой разведки СКК проводил обработку военнопленных, формировал из их числа «северокавказские легионы», подготовку и засылку агентуры из числа горцев на Северный Кавказ для проведения повстанческой, шпионской и террористической деятельности в тылу Советской Армии. Имел свои печатные органы – газету «Газават» (которую возглавил перешедший на сторону немцев и получивший чин обер-лейтенанта гитлеровской военно-морской разведки Авторханов А.) и журнал «Северный Кавказ». Деятельность редакции «Газават» на самом деле направлялась не СКК, а отделом пропаганды вермахта. В конце 1944 г. руководитель редакции «Газават» Авторханов по совместительству возглавил и отдел пропаганды СКК.

С поражением гитлеровской Германии СКК временно прекратил свою активность. Однако в 1946 г. руководитель СКК Магомаев установил связь с американской разведкой и, начиная с этого времени постепенно активизировал свою деятельность.

В начале декабря 1946 г. в т.н. «Турецком лагере» в Миттенвальде прошло совещание северокавказской политической эмиграции с участием известных деятелей: Джабагиева В.-Г., Муратханова Н., Магомаева А.-Н., Билатти Б., Авторханова А., Ульбашева И.

На этом совещании обсуждались вопросы образования «Северо-Кавказского подпольного комитета», участия северокавказцев в деятельности «Прометея» и работе съезда координационного украинского комитета («КУК»), возможного объединения с Северо-Кавказским союзом, сотрудничества с американской разведкой.

К 1947 г. члены организации поддерживали тесные отношения с американскими и английскими разведслужбами.

После мартовского съезда представителей горской эмиграции в Мюнхене 1948 г., организация активно заработала. В начале 1949 г. СКК слился с СКС, послужив основой для создания СКНК.

СКНК
СКНК, созданный в конце 30-х годов, в годы Второй мировой войны перенес свою деятельность в Берлин и стал известен как «Северо-Кавказский комитет» (СКК).

25 марта 1949 г. в Мюнхене представителями северокавказской эмиграции, проживавшей в западных секторах оккупации Германии и не входящих в «Мусульманский комитет», был создан «Северокавказский национальный комитет» — СКНК, который возглавил Магомаев А.-Н. В руководство вошли Тамбиев К., Билатти, Авторханов А., Джабагиев В.-Г., Намитоков А., Ульбашев И., Абайханов А., Дышеков М., Мусаев Халил-бек, Муратханов Н., Фаталиев. В комитет был выдвинут и Бичерахов Лазарь, но последний отказался войти.

В сентябре 1951 г. в Западной Германии в присутствии около 200 человек проходил съезд представителей Северного Кавказа, где обсуждались вопросы внутреннего порядка, взаимоотношения с другими эмигрантскими организациями, был обновлен состав СКНК, куда вошли 17 человек. Возглавил СКНК Магомаев (Магома) Ахмед-Наби, заместителями стали Кантемиров (Кантемир) Алихан и Авторханов Абдурахман по кличке «Кунта». Вошли в состав руководства Трахов (Трахо) Рамазан, Кумуз Хусейн, Дышеков Мулид, Борлаков (Борлак) Магомед (Махмуд), Баширов (Башир) Ади (Али), Амирджанов Фуад, Хасаев, Умаров Сафудин (Омар Сейфудин), Дудуев Султан (Куаца) и др. При СКНК были созданы отделы: общеполитический, прессы и пропаганды, социально-бытовой, финансовый и военный. Представителями СКНК в других странах были утверждены:

в США Билатти Бало и Дудуев С.;

в Англии Кумуз (Кмузов) Хусейн и Байтуганов (Байтуган) Барасби;

в Турции Ульбашев Ибрагим и Шакманов Паго.

Возглавил редакцию ежемесячного журнала «Кавказ», который финансировался английской разведкой через Кумуза Х., Кантемир А.

СКНК дистанцировался от участия в деятельности эмигрантских движений, «не признававших прав нерусских народов на независимость».

В октябре-ноябре 1951 г. в городе Висбадене американской разведкой под эгидой «Американского комитета освобождения народов России» было инициировано проведение конференции антисоветских эмигрантских организаций с целью создания единого «Политического центра» и подчинения всей эмиграции американской политике. Руководство СКНК выступило против вступления в «Политический центр». После этого съезда произошел раскол среди руководителей СКНК: на ориентирующихся на Англию и сторонников США. Лозунг: «Достижение самостоятельности Кавказа в опоре на признание права всех народов на суверенность».

«Северо-Кавказский национальный комитет» (СКНК), ориентированный на Великобританию и частично на Турцию продолжал существовать на территории Западной Германии и в конце 50-х гг.

СКАНО
По заданию американской разведки в ноябре 1951 г. Авторхановым А. в противовес СКНК было создано «Северо-Кавказское антибольшевистское национальное объединение» — СКАНО, или «Национальное объединение Северного Кавказа» (НОСК). Организация имела свой печатный орган – журнал «Свободный Кавказ», финансируемый разведкой США. Программный лозунг СКАНО: «Идти с русскими эмигрантами на свержение советского строя, а затем – полное отделение Кавказа от России».

Возглавил организацию и ее печатный орган – Авторханов А. («Кунта»), заместители: Хадаров Эльбрус, Сижажев Б. В организацию вошли: Борлак М., Гаджаев (Гаджиев) И., Кадиров А., Гаппо Г., Умаров С. («Омар Сейфудин»), Гелисханов И. и др., всего около 15 человек. Деятели этой организации принимали участие в работе других эмигрантских организаций, независимо от платформы. СКАНО под эгидой американских спецслужб продолжало свою работу вплоть до конца 50-х гг.

КНК
В середине декабря 1952 г. состоялась встреча руководителей кавказской эмиграции.От северокавказской — Магомаев Ахмед-Наби, азербайджанцев-мусаватистов — Рассул-Заде Мамед Эмина, «Грузинского национально-политического центра» — Габашвили и Асатиани, которые предложили для координации деятельности кавказской эмиграции (и лучшей управляемости разрозненных групп спецслужбами США, Англии и Турции) создать «Комитет независимости Кавказа» — КНК. В мае 1953 г. в Мюнхене проведено совещание, на котором был избран президиум КНК в составе: от азербайджанцев — Рассул-Заде Мамед Эмина (от мусаватистов в Анкаре, Турция) и Керболаев (Оройс) Гасан (от азербайджанцев, проживающих в Германии, Мюнхен);

от горцев Северного Кавказа — Магомаев Ахмед-Наби и Кумуз Хусейн;

от грузин — Габашвили Реваз и Асатиани (оба проживали в Париже).

КНК издавал журнал «Объединенный Кавказ» под редакцией Кантемирова А. Финансировали КНК главным образом английская (через Кумуз Х.) и турецкая (через Рассул-Заде М. Э.) разведки при незначительном вкладе американцев.

СГЦ
В первой половине 1949 г. в Турцию из западных секторов Германии и Австрии прибыли для активизации деятельности эмиграции:

Мамед Эмин Рассул-Заде, лидер азербайджанских мусаватистов;

Казимбеков Джахангир-Бек, один из руководителей азербайджанских мусаватистов, бывший полковник польской и немецкой армий;

Джабагиев Висан-Гирей, ингуш, один из руководителей «Кавказской конфедерации» в «Прометее»;

Суншев Магомед-Гирей, балкарец, один из руководителей «Кавказской конфедерации» в «Прометее»;

Байрашевский Константин, татарин (родственник Джабагиева Висан-Гирея);

Кундухов Яйтек, осетин;

Гаяз Исхаков (Аяз Исхаки), руководитель поволжских татар-националистов;

Джафар Сеид Ахмед Сейдаметов, лидер крымско-татарских националистов.

К началу 1950-х годов в Турции существовал «Стамбульский горский центр» (СГЦ), активными участниками которого были Намиток Айтек (председатель), Саид Шамиль (секретарь), Докучаев (казначей), члены: Джабаги Висан-Гирей, Гайдаров (Гайдар) Баммат, Куриев Мусал, Коцев (Коцак) Пшемахо.

Осенью 1951 г. руководство СКНК осудило фракционную деятельность СГЦ и предложило войти в СКНК на правах филиала.

СКНЦ
На базе СГЦ в начале 50-х гг. был создан «Северо-Кавказский национальный центр» — СКНЦ. Возглавили СКНЦ:

Шамиль Саид, 1900 г.р., аварец, внук имама Шамиля, тесно связанный с турецкой и американской разведками. Поддерживал, пользуясь авторитетом деда, связи с известными государственными деятелями стран Ближнего и Среднего Востока;

Бессолти Газихан (Казихан), 1890 г.р., осетин, белоэмигрант, агент французской и американской разведок;

Джабагиев Висан-Гирей, ингуш, белоэмигрант;

Коцев (Коцока, Коцак) Пшемахо Тамашевич, кабардинец, белоэмигрант;

Намитоков (Намиток) Айтек, адыгеец, белоэмигрант.

«Северо-Кавказский национальный центр» (СКНЦ) в Турции продолжал существовать и в конце 50-х гг.

ОКВТСК
«Общество культуры и взаимопомощи турок Северного Кавказа» — ОКВТСК создано в 1951 г. К концу 50-х гг. насчитывало до 150 человек и возглавлялось журналистом из газеты «Терджуман» Кадирджаном Кафлы. В руководство входили Курьан Темур, Авароглу Ахмед (Магомедов Магомед), Аксай Рашид (Ибрагимов Абдурашид), Рамазанов Муса, Шерапли (Фаталиев) Шерафутдин, Озтюрк Рашид, Авар Абдурахман. ОКВТСК издавало журнал «Кавказ». Позднее в руководство ОКВТСК вошли Бессолти Газихан (осетин) и др. руководители горской эмиграции.

ККО
«Кавказское культурное общество» — ККО создано в 1957 г. в Турции северокавказцами. Руководила в начале Сеза Поох, в руководство входили Бинат Тахир, Махир Чечен. Активными деятелями были Кантемир Алихан (осетин), Адиль Веден, Яган Мурат (абхаз). ККО издавало журнал «Ени Кафкас» под редакцией Васфи Гюсара и Кетей Мехмета.

СКО
«Северо-Кавказское общество» — СКО было создано в конце 50-х гг. в США, штат Нью-Джерси, гор. Патерсон. Возглавлял СКО Кумыков-Эфендиев Альберт Хапагович (он же Карали Альберт). Официально цель СКО – благотворительная помощь кавказцам, а фактическая – склонение к невозвращению на Родину. В СКО в конце 50-х гг. входили Ченхотов Абдель-Рашид (секретарь), Баширов Ади и др.

Организации СКК, КНК, СКНК, СКАНО и другие, проводившие антисоветскую деятельность, к середине 50-х гг. прекратили свое существование.

Этому способствовали:

- успехи и рост престижа СССР;

- нежелание большинства эмигрантов участвовать в политической деятельности против СССР;

- непрекращающиеся разногласия, склоки, личная неприязнь и борьба за «лидерство»;

- прекращение финансирования американскими разведорганами в связи с неэффективной отдачей вложенных средств.

Значительную роль в прекращении их деятельности сыграла и деятельность органов безопасности по нейтрализации разведывательно-подрывной деятельности против СССР.

А.В. Казаков
кандидат исторических наук, подполковник

No comments:

Post a Comment